Вышла в свет научная монография "Богословие радости и христианской надежды"
21 сентября 2021 г., по благословению Правящего Архиерея Высокопреосвященнейшего Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в храме Всех Святых г. Симферополь, состоялась презентация научной монографии протоиерея Владимира Кашлюк «Богословие радости и христианской надежды».
Данное научное исследование было успешно защищено (07.06.2021) в Киевской духовной академии в качестве кандидатской диссертации с присвоением научной степени – кандидата богословия.
Книга посвящена исследованию Евхаристии и эсхатологической проблематики в православном богословии XX века. Эсхатология представляет собой тип христианского богословия истории, которое предполагает существование духовного смысла исторического процесса за пределом самой человеческой истории.
Автор убежден, что эсхатология посредством богослужения и Евхаристии возвращает современному человеку веру в Бога, христианскую надежду на освящение самой истории, и возможность построить жизнь церковной общины, семьи, рабочего коллектива и всего общества в соответствии с ценностями православной веры.
Книга может быть интересна как богословам, культурологам, историкам Православной Церкви, так и широкому кругу читателей.
Тираж монографии — пятьсот экземпляров.
Приобрести её можно в епархиальном складе и в храме Всех Святых по адресу: г. Симферополь, переулок Учебный, 5.
СЛОВО ПРАВЯЩЕГО АРХИЕРЕЯ МИТРОПОЛИТА СИМФЕРОПОЛЬСКОГО И КРЫМСКОГО ЛАЗАРЯ
Божественное основание православного богослужения
Православная богословская наука русской эмиграции в лице своих наиболее талантливых представителей предложила свой оригинальный подход к синтезу литургического богословия, церковной истории, канонического права, христианской эсхатологии и религиозной философии. Митрополит Антоний (Сурожский), протопресвитер Николай Афанасьев, протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Иоанн Мейендорф в свое время внесли неоценимый вклад в разработку этой актуальной проблемы. Они не только статусно определили место христианской эсхатологии в богословской мысли XX века, но и оставили миру целые полки своих научных исследований.
Протоиерей Владимир Кашлюк, изучая вопросы эсхатологии в своей книге «Богословие радости и христианской надежды», рассматривает учение о Боге, Церкви, мире, истории и миссии человека, а также подробно анализирует возможности и потенциал православного богослужения (практики) и христианского богословия (теории). Он умело показывает, что в богословском, философском и публицистическом наследии видных православных богослов и священнослужителей богослужение и эсхатология играли ведущую роль. Эсхатологическая мысль Православной Церкви не только раскрывает смысл Евхаристии, церковных таинств, богослужения, но и дает христианскую оценку исторических событий, культурной и общественно-политической деятельности всего человечества в перспективе вечности.
Эсхатология выступает незыблемой точкой веры, надежды, миссии и глобальной перспективы будущего христианства. Она задает векторы духовной ориентации не только для христианина, но и для всего общества. Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что ведущие православные богословы XX века вполне критически относились к реальному состоянию эсхатологической проблематики.
Известно, что Евхаристия и православное богослужение освещают историю изнутри, как свет духовного обновления и пасхальной радости. Протоиерей Владимир Кашлюк убежден в том, что богослужение и эсхатология Православной Церкви — это духовное движение примирения человека с Богом, движение, которое делает историческое время и земную историю возвышенными, прекрасными и ценными. Богослужение Православной Церкви в свете христианкой эсхатологии — это реализм Божьего присутствия и открытость мира духовной новизне, обновлению, надежде и Божьей гармонии.
Автор книги «Богословие радости и христианской надежды» стремится показать во всей широте и глубине христианскую эсхатологию и в то же время выявить неизменное божественное основание православного богослужения, трансформирующее земную реальность. Представляется, что главный научный вклад протоиерея Владимира Кашлюка в разработку эсхатологической тематики заключается в актуализации литургического богословия, истории Церкви и создании целостного образа христианской философии истории.
Молюсь о том, чтобы любой, кто откроет эту книгу, разделил духовную радость от погружения в нетленную сокровищницу православного богослужения и христианской эсхатологии, дарующей нам надежду на спасение и вечность.
Благословение Господне пусть пребудет со всеми вами!
Высокопреосвященнейший Лазарь, Митрополит Симферопольский и Крымский,
ректор Таврической духовной семинарии
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ АВТОРА КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ВЛАДИМИРА КАШЛЮКА
Немалое число православных христиан стоит перед выбором — строго придерживаться консервативных и архаических моделей развития общества прошлого, или, пересмотрев вызовы истории, начать исповедовать новые парадигмы евхаристического возрождения и духовного эсхатологического обновления бытия. Православные богословы и религиозные философы были движимы стремлением указать обществу религиозный выход из всеобщего духовного и политического кризиса человечества. Вполне очевидно, что православное богослужение, освященное эсхатологией, помогает человеку в поиске ответов на многие вопросы, выдвигаемые современной жизнью.
Глубоко убеждены, что христианская эсхатология не должна чуждаться интересов современного мира, но, напротив, она должна стать необходимым элементом цельной системы богословского и религиозного знания. Становление и развитие православной богословской мысли ориентировано на комплексную интеграцию в современную науку, что невозможно без построения модели конструктивного диалога религии и науки. В этой книге на основании кандидатской диссертации «Эсхатологическая проблематика в русском богословии и религиозно-философской мысли XX века», защищенной в 2021 году в Киевской духовной академии, я пробую изложить основные идеи христианской эсхатологии в апологетическом ключе, то есть актуализировать богословие духовной радости и христианской надежды для современных верующих христиан. Книга эта, даже в самих схоластических и обобщенных академических ее разделах, остается глубоко личной.
Видные священнослужители, богословы, философы, признанные мировой научной общественностью, митрополит Антоний (Блум) (
Можно предположить, что эсхатологические идеи русских религиозных мыслителей и православных богословов XX века сформировались в поиске религиозных и духовно-нравственных ответов на вызовы современного им мира. Религиозные философы и священнослужители активно занимались популяризацией христианского вероучения, обустройством жизни общества в свете христианских ценностей. С нашей точки зрения, они внесли весомый вклад в развитие не только общих европейских философских гуманистических идей XX века, но и в становление эсхатологической мысли Православной Церкви как науки. Особенно значимой эта роль была в осмыслении политики, творчества, науки и культуры в парадигме религии и духовных устремлений человека. По нашему мнению, философское наследие ярчайших представителей русской религиозной философии XX века вполне может послужить импульсом для становления и развития эсхатологического учения Православной Церкви.
Я благодарен многим людям и духовным заведениям, которые сделали этот мой труд не просто возможным, но и радостным, и, безусловно, плодотворным. Хочу выразить сугубую признательность правящему архиерею Симферопольской и Крымской епархии, ректору Таврической духовной семинарии Высокопреосвященнейшему митрополиту Лазарю, ректору Киевской духовной академии, профессору епископу Сильвестру (Стойчеву), главе Издательского совета Украинской Православной Церкви, профессору Киевской духовной академии, протоиерею Владимиру Савельеву, а также первому проректору Таврической духовной семинарии, протоиерею Димитрию Гоцкалюку.
За возможность воспользоваться с основными источниками и литературой по теме исследования, а именно: творениями русских религиозных философов и богословов русской эмиграции XX века, современной богословской литературой православного, протестантского, католического мира и светской философской литературой, я благодарен многим своим друзьям и знакомым из круга научной интеллигенции, в том числе и доктору наук по государственному управлению, доктору теологии, профессору Международной Кадровой Академии (МКА), заведующему кафедрой теологии и христианской коммуникации Межрегиональной Академии управления персоналом (МАУП) протоиерею Дионисию Мартышину. Особенно благодарю за бесценную поддержку и помощь во время написания книги рецензента кандидата философских наук, доцента Евгению Черноморец.
Также я искренне благодарен совету попечителей храма Всех Святых города Симферополя за их материальную помощь в научно-богословских исследованиях и издании книги.