Создано: 16.04.2015 15:23 | Категория: Евпаторийское благочиние

В Евпатории учителя вместе со священником обсудили особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

В евпаторийской средней школе №2 состоялся семинар-практикум на тему «Особенности преподавания курса ОРКСЭ в городе Евпатории Республики Крым в условиях модернизации российского образования». Участие в этом семинаре приняли учителя начальных классов, преподающие различные модули в рамках указанного курса, психологи, специалисты городского управления образования. К общению с педагогами был приглашён помощник благочинного Евпаторийского церковного округа – клирик Свято-Николаевского собора иерей Дмитрий Чкана. Организаторы семинара обратились к батюшке с просьбой рассказать о духовно-нравственном воспитании молодого поколения посредством изучения модуля «Основы православной культуры».

 

 

Отец Дмитрий в своём выступлении напомнил, что в России в 2009 году ввели для изучения в школе шесть светских модулей, и преподавание каждого из них было отдано учителям, а не священнослужителям. В этом смысле каждый модуль, включая «Основы православной культуры», является не сугубо религиозным, а скорее светским.

 

– Диалог с родителями школьников нужен для того, чтобы папы с мамами определились, что им ближе и какое будущее они хотели бы для своих детей, – сказал отец Дмитрий. – В своё время идеологию из школы убрали, государство решило, что воспитанием детей вновь, как в старину, должна заняться семья. Однако детей стали воспитывать отнюдь не родители, а телевизор, Интернет, компьютерные игры, – словом, кто и что угодно, но только не семья. Сейчас же заботу о воспитании растущего поколения снова вменяют школе. Понимаете, важно, чтобы дети не просто много знали. Нашей стране в лице каждого человека нужен патриот, гражданин, осознающий, в каком государстве он живёт, знающий историю своей Родины, культуру своего народа. Эта же позиция чётко прослеживается и в рекомендательных, целевых документах Министерства образования Российской Федерации. Человек должен быть высоконравственным и богатым духовно. А на втором месте после воспитания – уже обогащение школьников специализированными знаниями.

 

По мнению священника, нравственный авторитет любого педагога играет ключевую роль в деле формирования человеческой личности. Потому и система подготовки преподавателей, воспитателей должна вобрать в себя только лучшее из отечественного и мирового опыта. При этом нравственные установки, наши духовные ценности ни в коем случае нельзя вытеснять на второй план – нельзя заботиться исключительно о передаче детям научных знаний, поскольку духовную битву так недолго и проиграть.

 

– Под прикрытием толерантности нашим детям нынче подаётся информация, которая вообще не вписывается ни в какие рамки, – подчеркнул отец Дмитрий и привёл в пример байку о царе, у которого было три сына: – Царь всё думал, как бы так разделить наследство между сыновьями, чтобы они друг друга не поубивали. Тогда решил он первого сына женить на втором, второго – на третьем, а третьего – на первом. Тут и сказочке конец, и конец, собственно, всему царскому роду. Вот что такое толерантность в нынешнем её понимании.

 

Священник акцентировал внимание учителей на том, что наш народ оказался не столько перед проблемой глобального духовного кризиса – вопрос уже стоит о выживании нации как таковой.

 

– Школьное образование не призвано транслировать накопленные миром научные знания, оно должно формировать ценностные ориентиры, давать детям базовые мировоззренческие понятия с учётом отечественного опыта, нашей культуры и вековых традиций, – продолжил отец Дмитрий. – В гонке же за современными технологиями человек теряет самого себя, утрачивает те ценности, которые формируют его идентичность, национально-культурный код. Нельзя допустить, чтобы русский народ на своей же территории стал народом-иностранцем, ничего не знающим об Отечестве.

 

При этом, считает батюшка, воспитание патриотичности требует учитывать и совершённые государством ошибки – опыт прошлых лет, поскольку любовь к Родине не должна быть слепой, безрассудной.

 

– Государству, школе и родителям в вопросе воспитания подрастающего поколения следует стать надёжными союзниками, – высказал свою точку зрения священник. – Воспитание патриотичности в молодёжи, а это именно наша линия, сегодня усиленно критикуют либералы, занятые развалом страны. Они больше всех и возмущаются, мол, зачем в школе давать знания по основам православной культуры? Якобы детей в рамках данного курса будут заставлять бить поклоны, дёргать за уши… Нужно ли говорить, что подобные установки бесконечно далеки от реальности!

 

Отец Дмитрий отметил: тот, кто хорошо знает историю своей страны и ценит хрупкий мир, никогда не увидит врага в человеке другого вероисповедания.

 

– Показательно, что евпаторийская школа №18, в микрорайоне Исмаил-Бей, вообще отказалась от курса светской этики, – сообщил отец Дмитрий. – А процентов 40 наших родителей, вроде бы и православных, отмечающих церковные праздники и пусть редко, но всё же посещающих храм, посчитали, что светская этика в школе – самый нейтральный для ребёнка предмет, он ни к чему не обязывает. Но что такое модуль «Светская этика»? Это откровенное противопоставление всем остальным модулям. Не секрет, что подход к этическим нормам в последние годы претерпел серьёзные изменения. То, что раньше считалось абсолютно неприемлемым, сегодня уже подаётся как допустимое. В этике же, назовём её так, религиозной подобным колебаниям нет места. В нашем понимании добро – это добро, зло – это зло. Всё надо называть своими именами. Чёрное – это именно чёрное, а не «белое в чёрную крапинку». Что стало этичным для Запада, то для нас неприемлемо. Лично я считаю, что светская этика – это не тот фундамент, на котором следует строить наше будущее, воспитывать наших детей.

 

Помощник благочинного рассказал также об опыте проведения в Евпатории тематических ярмарок, о сотрудничестве священников с общеобразовательными учреждениями. Батюшка напомнил, что курс «Основы православной культуры Крыма» преподаётся в крымских школах уже более 10 лет. Ведётся работа и со старшеклассниками. Каждый месяц духовенством совместно с городским управлением образования для учителей проводятся семинары, на которых разбирают вопросы не только модуля ОПК, но и так называемой этики светской. Идёт обсуждение новинок видео и методической литературы.

 

В рамках семинара, состоявшегося 8 апреля 2015 года в евпаторийской школе №2, учителей ознакомили с законодательной базой, нормативно-правовыми актами, касающимися преподавания курса ОРКСЭ. Участники встречи обсудили формы взаимодействия с родителями и поделились собственным опытом. Живой интерес аудитории вызвал мастер-класс преподавателя одного из модулей – Елены Демидовой, учителя евпаторийской школы №16, представившей коллегам авторские педагогические методики.

 

Виктория Серебрянская,

пресс-служба Евпаторийского благочиния

 

Фото Виктории Серебрянской

 

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика