Неделя третья Великого поста. Крестопоклонная.
В третье воскресенье Великого поста из алтаря выносят крест и кладут для поклонения в центре храма на аналой. В понедельник, среду и пятницу четвертой седмицы совершается особый обряд поклонения (почему вся неделя и названа Крестопоклонной), после чего крест уносят в алтарь.
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» Почему мы поклоняемся Кресту? Да прежде всего потому, что мы вспоминаем бывшее на Кресте. А что было? Господь Иисус Христос, после страшных страданий, добровольно умер за нас, грешных людей.
Случается, что люди умирают за родину, за родных, за знаменитого человека, но чтобы кто-нибудь добровольно умер за грешника, преступника, за своего врага – что-то не слышно, а Господь Иисус Христос умер добровольно именно за грешников, преступников, за нас. И этот подвиг любви и был совершен на Кресте. Этому подвигу любви мы и поклоняемся. Поклоняясь Кресту, думаем, чтобы и нам иметь хоть крупицу такой любви, которая, если не за преступника и врага готова отдать жизнь, то хотя бы ради Господа способна ограничить себя во грехе.
Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся и надежде, ибо, когда наступила крестная смерть, когда, казалось, все было кончено и гроб запечатан, тогда именно Господь воскрес. И мы всегда надеемся, что нет конченного человека, что каждый из нас воскреснет не только в будущей жизни, но и здесь может воскреснуть из бездны греховной к жизни христианской.
Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся подвигу любви и надежде воскресения. Иисусе воскресший, воскреси души наши!
3 апреля, в неделю Крестопоклонную, в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе была совершена Божественная литургия, которую возглавил клирик собора протоиерей Андрей Кривонис. Ему сослужило духовенство собора. В этот день, как никогда, верхний храм собора был заполнен верующими. На Причастие было вынесено три чаши, а причастие, за многолюдством причастников, длилось около 20 минут.
Для чего Господь взошел на Крест?
Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Крестопоклонную в Храме
Христа Спасителя 23 марта 2014 года
Сегодня – третье воскресенье Великого поста, которое посвящено Кресту Господню. На середине храма лежит изображение Креста, и каждый, кто подходит ко Кресту и прикладывается к нему, невольно становится как бы соучастником тех страданий и той крестной смерти, которую принял на себя безгрешный Сын Божий – Господь Иисус Христос.
Мы знаем: если Богу было бы угодно, то и волос не упал бы с головы Сына Его. Если Богу было бы угодно, то воплотившийся Сын Его был бы могущественнее всех земных владык, физически сильнее любого богатыря, обладал бы колоссальной способностью управлять всем миром, всеми царствами земли. Но не для того Господь послал Сына Своего в мир, чтобы Он силой исправил людей, чтобы Он силой дал им благополучие, чтобы Он силой привлек их в рай и сделал счастливыми.
На Кресте совершилось нечто другое – Господь явил Свое безсилие, Свою человеческую уязвимость. Его так легко было арестовать в Гефсиманском саду. Его так легко было бичевать плеткой с металлическими шариками, той самой, которая пробивала человеческое тело до костей, не оставляя ни одного живого сантиметра. Его так легко было приговорить, незаслуженно, к смертной казни, и не к той, которой умерщвлялись сильные мира сего, будучи усечены мечом, но к позорной казни, которой подвергались рабы, деклассированные, как мы бы сегодня сказали, люди, не имеющие никакого значения для тогдашнего общества...
Почему же всемогущий Сын Божий принял на себя добровольно этот позор, это человеческое поношение, эти издевательства, эти пытки и эту безславную казнь? Для того, чтобы совершить два очень важных дела. Во-первых, отождествить Себя с каждым страдающим человеком. Если бы Бог явил Себя в силе, в славе, в могуществе земного владыки, то как тогда люди – тяжелобольные, бедные, лишенные власти, проходящие через скорби, раненые, те, кто защищает родину, те, кто находится в тяжелейших жизненных обстоятельствах, в грязи, под снегом, под дождем, – как они обращались бы к Богу, Который Сам пребывает на вершине человеческой власти?
Но каждый из нас в скорби не вправе роптать на Бога, потому что Сын Божий прошел через самую глубину человеческих страданий. Он отождествил Себя с самыми безправными, с самыми страдающими, с самыми что ни есть неудачниками. Он отождествил Себя с ними для того, чтобы быть рядом с ними, – чтобы они чувствовали Его плечо, плечо не только Бога, но и брата. Вот какому Богу мы поклоняемся. На Него нельзя роптать. Его нельзя вопрошать: «Господи, почему же я такой несчастный? Почему мне столько скорбей?» Его можно только просить о помощи – искренне, сердечно, с глубокой верой; и Он помогает – воскрешает мертвых, исцеляет тяжелобольных, обреченных на смерть, дает мужество тем, у кого оно вдруг улетучивается, дает силы тем, кто их вдруг теряет.
Это одно, очень важное, значение креста, но есть и второе значение. Господь взошел на Крест для того, чтобы искупить наши грехи. Человечество совершило, совершает и будет совершать множество грехов. Когда человек совершает много преступлений, его пожизненно заточают в тюрьму или лишают жизни, свидетельствуя, что никакого прощения быть не может, – преступник должен быть либо умерщвлен, либо навсегда остаться в заключении. И если собрать все грехи мира, которые были, есть и будут, то, наверное, все человечество следовало бы пожизненно заключить в тюрьму.
Что же было нужно, чтобы снять со всех нас эту тяжесть греха и ответственности пред Богом? Нужна была жертва, нужна была казнь, но не рядового человека, ведь ни один рядовой человек не может взять на себя все грехи мира. Сам Бог, создавший человека, приходит в мир и принимает на Себя всю ответственность за человеческие грехи. Вот почему Сын Божий подвергается этой позорной казни, – чтобы ответственность пред Богом за наши грехи была искуплена. Как преступник искупает свою вину перед обществом, неся наказание, так Бог добровольно принимает на Себя наказание, чтобы искупить все грехи мира.
И третье. Крест – это не только единичный феномен, связанный с Голгофой, со страданиями Спасителя. Крест есть некая, постоянно пребывающая в человеческой жизни, ценность, почему Господь и говорит: Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя (см. Мк. 8: 34; 9: 1). То есть отвергни то, что тебе дорого, чего бы ты хотел достичь, то, что для тебя действительно важно, – отвергни, ибо это не самое главное. Возьми крест свой – не Мой Крест, не Голгофский Крест, который никто не может нести. Свой крест на себя возьми, свои страдания, которые тебе ниспосылаются, – и следуй за Мной.
Артемий Слезкин. Севастопольское благочиние