Создано: 29.11.2023 14:46

Артемий Слёзкин. Десять тайн Рождества Христова

Как всем хорошо известно, Господь Бог наш Иисус Христос родился зимней ночью в пещере, предназначенной для стойла, то есть где пастухи укрывали ночью и в непогоду домашних животных. Пресвятая Богородица Дева Мария спеленала Младенца и положила Его в ясли, то есть в кормушку для скота. Присутствовал при этом только нареченный муж Марии, Иосиф Обручник. Ангел Божий возвестил весть о Рождении Спасителя пастухам, пасшим неподалеку свои стада. Услышав о Рождестве Мессии, они поспешили в пещеру и первыми из людей поклонились Богомладенцу Христу. Потом, позже, поклониться Господу пришли три восточных волхва-мудреца, которые принесли в дар Христу золото, ладан и смирну. А привела их новая яркая звезда на востоке.

Так написано у евангелистов. Но давайте порассуждаем об этом важнейшем событии мировой истории – Рождестве Иисуса Христа. Ведь в этом Празднике скрыто много тайн. Попробуем разгадать их, ведь ничего в Рождестве Христовом не случайно, все, до малейшей детали, имеет глубокий смысл.

Пещера Рождества

Почему Господь родился в нерукотворной пещере? Ведь Он, Владыка мира, мог родиться в месте, с человеческой точки зрения более подходящем для этого события: в царских палатах, в доме вельможи или, на худой конец, в любом натопленном доме. Но Он появляется на свет фактически в хлеву, среди безсловесных животных.

Здесь видятся два объяснения: Господь пожелал родиться в нерукотворном месте, а не построенном людьми, чтобы память об этом событии даже физически не стерлась с лица земли. Ведь за 2000 лет после Рождества Христова все рукотворные строения времен земной жизни Христа были разрушены. А вот пещера Рождества сохранилась: над ней сейчас возвышается христианский храм, и каждый паломник имеет возможность, подобно вифлеемским пастухам, некогда пришедшим сюда по зову Ангела, поклониться святыни.

А вот второе объяснение: самим фактом Своего Рождества Господь на все грядущие века засвидетельствовал Свое смирение. Он, Владыка и Создатель мира, унизился до того, что даже родился не в царском дворце, более подобающем Царю Небесному, а в холодной пещере. Иисус Христос – это Образец смирения на все времена, как Он и говорит о Себе: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 20).

Ночь Рождества

Почему Спаситель родился ночью, а не днем? Здесь видится тоже два объяснения. Во-первых, ночь символизирует темноту, тьму кромешную, в которой пребывало человечество, все более и более отдалявшееся от Источника жизни – Бога. Хотя телесно люди были зрячими, но душа у большинства была слепа. Для того и пришел в мир Мессия – открыть эти глаза души, наполнить душу Светом, как и Сам Он о Себе говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12). Во-вторых, новый день начинает отсчет ночью, то есть в полночь. С Рождеством Христа в мире начинался новый, вечный день – день спасения.

Почему Рождество случилось зимой?

По той же причине: в сердцах людей царила холодная зима, их сковывал лед язычества, – поклонение звездам, ветру, истуканам, одним словом, – бесам. Люди замерзали от немилосердия, нелюбви, безжалостности, если даже у иудеев, Богоизбранного народа, веровавшего в единого Бога, был закон: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал:  перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24, 19-20).

И вот рождается Христос, Который отогреет замерзшее человечество, даст тепло Своей любви и призовет чад Своих созидать это тепло друг другу: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35). И еще говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но … кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5, 38-40).

Почему Христа родила именно Дева Мария?

Пресвятая Богородица Своим смирением и кротостью достигла величайшей чистоты, за что и была удостоена стать Матерью Спасителя мира. Однако Рождество Христово Церковь не называет «праздников главизной», то есть главным праздником Церкви. «Праздников главизной» Церковь называет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, когда архангел Гавриил возвестил Ей о том, что от Нее родится Христос. Что стоит в центре этого события? Слова Девы Марии: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1, 38).

Господь мог бы вселиться в чрево Богоматери и без Ее согласия. Однако Он, Всемогущий Бог, НЕ ХОЧЕТ этого сделать без добровольного согласия Пречистой. И Она кротко и смиренно дает это согласие.

Так и все люди могут принять Христа, уверовать в Него, сделать Центром своей жизни только по своей доброй воле. Господь никого не призывает любить Себя силой. Пресвятая Богородица показала на все грядущие века, какую драгоценность дает человеку свободный выбор Бога – святость, то есть спасенность.

Иосиф Обручник

Хотя Иосиф и не был отцом Христа, ибо Спаситель родился от Девы Марии и Духа Святого, он явил в себе идеал заботливого мужа. Он принял Марию, беременную Христом, хранил, покоил ее, трудился, не покладая рук, чтобы обеспечить свою семью пропитанием и необходимыми вещами. Когда Ангел повелел ему во сне покинуть Вифлеем и бежать с семейством в Египет, он беспрекословно сделал это. И в Египте, думается, он много трудился, чтобы Мария и Богомладенец Христос ни в чем не нуждались.

Иосиф – идеал мужа, как и Дева Мария – идеал Жены, заботящейся и о Сыне Своем, но и о земном муже Своем. И, опять же, Христос родился в полной семье, где есть и мать, и отец. Этим Он благословил все брачные союзы, где есть и мама, и папа.

Почему Христос не пришел в мир сразу взрослым Человеком?

Мог ли Иисус прийти в мир сразу взрослым Человеком? Мог, ведь Он – всемогущий Бог. Однако Он входит в земной мир, как все дети на земле, родившись беспомощным Младенцем. Почему? Тут видится несколько объяснений.

Во-первых, Господь, возжелав воплотиться, стать настоящим человеком, не мог иначе войти в наш мир. Он вошел, как входили, входят и будут входить в него все дети до скончания веков – через утробу матери. Во-вторых, этим Он показал нам, что вера начинается с малого, – малой искорки, тлеющей в душе каждого человека, ибо душа человека, по словам блаженного Августина, по природе – христианка. Нужны усилия человека и, безусловно, благодать Божия, чтобы эта искорка разгорелась в пламя.

Вера не падает на человека как некий огненный столп, нет. Она приходит незаметно, рождается в душе, чтобы расти, расти и принести, в итоге, добрый плод. Как Господь родился от Девы Марии Младенцем и вырос во взрослого Человека, Который всего Себя отдал людям ради их спасения от вечной смерти.

Богородица положила родившегося Христа в ясли

Ясли – это кормушка для скота, куда клали сено, зерно для питания животных. Возможно, Дева Мария положила туда Своего Сына, потому что больше некуда было Его положить. А тут – и сено, и теплое дыхание животных.  А может быть, Она сделала это, потому что…

Господь – это наше питание духовное, Он для того и пришел, чтобы напитать Собою уверовавших в Него людей, о чем Он и говорит: «Я есмь хлеб жизни…  Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).

Почему пастухи?

Первыми из людей весть о родившемся Мессии услышали от Ангела пастухи, пасшие свои стада в окрестностях Вифлеема. Вот как повествуется об этом в Евангелии от Луки (гл.2, ст. 8-16): «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях».

Итак, первыми Христа увидели пастухи. Простодушные, некнижные, неученые люди. Но у них было нечто большее, чем ученость: вера. Они уверовали в слова Ангела, не усомнились, что это истина, и поспешили поклониться Богомладенцу. Не так ли и мы должны веровать, в простоте душевной, чистой, не мудрствуя? Не случайно ведь, позже, когда Христос начал Свое служение, он неоднократно ставил в пример апостолам детей, – простых, бесхитростных созданий. Как тут не вспомнить слова преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, ни одного». Простота наделяет сердце чистотой, а ведь только «чистые сердцем Бога узрят» (см. Мф. 5, 8).

Второе объяснение явления Ангела именно пастухам, заключается, думается, в том, что Спаситель пришел на землю «упасти овец Своих». Господь неоднократно говорил, что Он – пастырь добрый: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11). Чувствуете связь: Рождество – пещера – овцы в пещере – пастухи…

Волхвы

Волхвы – восточные мудрецы, пришли, чтобы поклониться родившемуся Царю Небесному. Очевидно, они были язычниками, так как только иудеи исповедовали единого Бога. Что же привело их в Вифлеем? Любопытство? Желание узнать «что-то новенькое»? Нет, их привели та же вера. Зная иудейское Священное Писание, они поверили в силу пророчеств о грядущем Мессии, заключенных в этом Писании. К тому же, как раз они были людьми учеными, книжными. Господь открылся и им, показывая, что не только простецам, но и мудрым мужам и женам Он доступен, ведь Он пришел ко всем. То, что к Богомладенцу пришли именно восточные мудрецы, говорит о многом.

Во-первых, это говорит о том, что свет Христовой веры не останется только среди иудеев, его увидят все человечество. Во-вторых, мудрость, знатность, богатство – не помеха для тех, кто хочет всем сердцем обрести Христа. В-третьих, волхвы пришли с востока, а там, как мы знаем из Писания, находился рай. Второе Пришествие Христово также будет именно с востока. Волхвы с востока – это нить, связывающая грядущие века и тысячелетия с местом рождения Спасителя.

Путеводная звезда

Волхвов к месту Рождения Христа привела звезда. Выражение «путеводная звезда» имеет корнем именно это событие. Звезда показывает путь – верный путь. Раньше, когда навигационные приборы были несовершенны, мореплаватели и путешественники ориентировались по звездам. Звезды указывали правильный маршрут, подсказывали стороны света.

Господь наш Иисус Христос – это Путеводная Звезда для всего человечества. Звезда эта показывает нам всем главное направление нашей жизни: идти за Христом, неся крест свой, то есть все жизненные обстоятельства, скорби, труды. Господь приведет нас в мир вечной радости и света, мир вечной красоты и блаженства. Пусть рождается вера в ваших душах, пусть она растет и крепнет, чтобы в простоте, кротости и смирении стать способной принести добрые плоды доброй жизни. Плоды эти – любовь, мир, радость, милосердие, терпение и все, что делает нас чадами Божими. То есть теми, ради спасения которых пришел в этот мир Спаситель.

Артемий Слёзкин,  секретарь благочинного Севастопольского церковного округа

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика