Создано: 27.04.2024 21:56

…Встретить в этом мире самого себя таким, какой ты есть

Важная встреча в человеческой жизни — встретить в этом мире самого себя таким, какой ты есть. Встреча эта, к несчастью, страшная, потому что все мы пребываем в ложном сознании себя. И когда человек видит себя таким, каков он есть, ужас приходит в человеческую душу. Ужас весь в том, что человек в самообмане может зайти так далеко, что назад к истине возвратиться он не сможет, не сможет возвратиться к истине о себе самом. Фарисей никогда не почувствует по-настоящему своих грехов, никогда не почувствует, что он есть на самом деле. Он будет поститься, будет отдавать десятину со всего того, что нажито им, будет внешне вести праведный образ жизни, но он никогда не узнает Бога, потому что Бог познаётся в величайшем таинстве покаяния.

Есть духовные болезни, которые гораздо опаснее заболеваний физических: они препятствуют человеческой душе со­единиться с Богом. Есть тяжкая болезнь прелесть, есть трудно излечимые укоренившиеся страсти, есть ужасная болезнь нечувствие, когда человек многое знает о вере и Церкви, но становится совершенно нечувствительным и безразличным к этому знанию. И есть болезнь фарисейство. Что такое фарисейство? Как мы можем увидеть, есть ли эта болезнь в нас? Если Господь сподобит нас увидеть в себе возношение своими добрыми делами и уничижение других людей, от всего сердца возблагодарим Его за то, что открыл нам для покаяния этот смертельный недуг.

Любое возношение себя, самодовольство — это мало того что грех, но и безусловный путь к погибели. Неверное состояние души, которое ни к чему доброму ни во временной жизни, ни тем более в жизни вечной нас не приведет. Любое возношение должно немедленно исправляться покаянием перед Господом и исповеданием этого греха перед духовником, если мы не хотим, чтобы эта болезнь переросла в нечто неразрывное с душою. Тогда помрачение охватывает человеческую душу, и мы ничего уже не видим в этом мире по-настоящему. Мы будем видеть все искаженным — через себя, увеличенного, стоящего в центре мира. Это ложное, страшное представление самих себя будет еще более искажено дьяволом, чтобы еще более замутить человеческий рассудок, исказить путь спасения и, наконец, полностью отвратить человека от Бога…

Каждый из нас когда‑­нибудь ловил себя на мысли, что сто́ит как‑то внутренне похвалить себя и сказать: «Ну, вот сейчас всё хорошо, как хорошо сейчас всё получается», и тут же происходит нечто такое, что приводит нас в стыд перед самими собой. Ошибка ли, грех, соблазн или ещё что‑то такое, но даже на этом уровне Ангел Хранитель наш подсказывает нам: нельзя в таком состоянии пребывать. Состояние неверное, пагубное, и не потому, что Господь Бог не хочет, чтобы мы ощущали правильность своих поступков. Правильность поступков — это благо и хорошо, а вот ощущать себя праведниками, а не грешниками — это крайне опасное и крайне вредное для души состояние.

Человек, осознаю́щий себя праведником, в душе своей приговаривает к смерти Христа. Христос ему не нужен, потому что ему не нужен… Кто? Спаситель! Человеку, который сам себя ассоциирует с праведностью и называет праведником, Спаситель не нужен. Он оправдал во всем себя сам.

Если грехолюбивой воле человека помогает самооправдание, то он постепенно развращается и погибает. Вот к этой погибели мы не должны допустить свою душу. Как только мы чувствуем помыслы самооправдания, мы должны знать, что эти страшные злокачественные ново­образования в нашей душе начинают действовать к смерти. Если мы продолжим это самооправдание, хоть сто раз мы будем исповедоваться и причащаться, если наше внутреннее тонкое чувство праведности будет сохраняться в нас, то, значит, погибнет надежда на спасение, значит, не к нам пришел Христос Спаситель, Который пришел призвать не праведных, а грешных к покаянию.

Отрывок из книги «РАДОСТЬ ПОКАЯНИЯ»

#цитаты@mitropolit_tikhon