Анонс

Выступление заместителя Председателя Совета Министров Крыма А.Н.Пашкуновой на съезде руководителей общеобразовательных учреждений Крыма

вкл. . Опубликовано в События

Доклад

«Перспективы духовно-нравственного и патриотического воспитания в образовательных учреждениях Республики Крым»

Ваше Высокопреосвященство, уважаемый Владыка Лазарь, уважаемые участники Съезда, коллеги!

В Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 определено, что ключевая объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре, а в формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие.

 

 

В Послании к Федеральному собранию 2014 года Президент говорил: «Наряду с этнической близостью, языком и общими элементами материальной культуры, общей, хотя и не очерченной тогда устойчивыми границами территорией, нарождающейся совместной хозяйственной деятельностью и властью князя христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного восточнославянского мира. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это даёт нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда».

 

Из последних событий хотелось бы сказать о том, что 17 марта 2017 года в Патриарших палатах Храма Христа Спасителя в Москве прошло очередное заседание Президиума Общества русской словесности, которое открыл Святейший Патриарх Кирилл. Участие в заседании принял Глава Республики Крым С.В. Аксёнов. Святейший Патриарх Кирилл выступил с предложением создать единую концепцию государственной языковой политики. В резолюции Первого съезда общества (май 2016 год) было постановление о начале разработки концепции государственной языковой политики Российской Федерации и проведения обсуждений перечня произведений русской литературы, обязательных для изучения в средней школе.

 

Школа всегда, на протяжении всей истории человечества, формировала личность, формировала человека. Министр образования Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева подчеркивает, что самый важный приоритет — это воспитание человека, у которого есть нравственный стержень, для которого небезразличны понятия "справедливость", "доброта", "любовь", "уважение к старшим", "забота о старших". В своих интервью Ольга Юрьевна отмечает, что учитель — это служение, это призвание. Мы должны взять все лучшее, что было, и идти вперед. А лучшее, что было у нас, — это кладезь русской литературы, потому что ничто другое так не учит человека нравственным качествам. Мы должны учить истории и традиции, потому что на традиции зиждется наша будущая жизнь. Необходимо заботиться — ежечасно, ежесекундно — о том, каким учащийся вступит во взрослую жизнь, каким он будет.

 

Ю.М. Лотман отмечал, что педагогика требует дополнительно еще особого душевного качества: врожденной любви к ближнему, независимо от свойств характера этого ближнего.  Педагогика – это не ремесло. В этом ее отличие от всех других профессий.

 

Брак в подготовке инженера, врача, музыканта сказывается немедленно, брак в подготовке учителя может сказаться через многие годы. Ещё в древние времена учителя сравнивали с сеятелем, обучение – с посевом.

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит, что образ педагога, учителя, воспитателя является непременным фактором успеха школы. Без этого фактора процесс невероятно ослабляется. Педагог — это тот, кто показывает пример своей культурой, своей манерой общения, своей компетентностью, своими жизненными принципами. Вот тогда ребенок имеет перед собой немеркнущий пример, который будет сопровождать его всю его жизнь.

Образование без воспитания немыслимо. Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят. К сожалению, мы еще сталкиваемся с позицией: «Не нужно формировать никаких убеждений у детей — вырастут, сами сформируют; а сегодня давайте им предложим различные варианты».

Мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. Это и традиции Православия и Ислама. Это и этика, связанная с нашей верой и с нашей культурой.

Если дети будут расти вне этой системы нравственных и духовных координат, тогда мы получим опустошенных людей, которыми очень легко манипулировать. У ребенка, воспитанного вне системы ценностей, нет способности отличить добро от зла, потому что современная культура навязывает другой тезис: нет никаких объективных истин; сколько голов, столько и умов; твоя собственная идея и является для тебя абсолютной истиной. Но если мы хотим иметь людей, способных к созданию семьи, если мы хотим иметь граждан, любящих свое Отечество, мы должны воспитывать детей в системе координат, определяемых нашими базисными, традиционными духовно-нравственными, православными и культурными ценностями.

 

Сегодня это как никогда актуально - дети находятся в огромном информационном потоке. Ценности поколения формируются в возрасте до 10-12 лет, но отследить их можно после достижения ими 18 лет – когда личность человека сформировалась. Поколение детей после 2004 года называют цифровым поколением. Весомым фактором формирования такого поколения является дефицит живого общения, время, когда дети не сидят в своих гаджетах. Электронные средства коммуникации стремительно  выталкивают живое общение. Сообщения, которые транслируются в обществе и которые ребенок считываем далеко не всегда безопасны для его несформированного сознания и неокрепшей психики. Неконтролируемые потоки всевозможной информации наряду с её доступностью провоцируют потребительское отношение детей к информации и формируют клиповое мышление. Дети теряют навыки размышлять и думать самостоятельно, они становятся легко подвержены любому влиянию извне.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей книге «Неведомому чаду» говорил, что с детьми было бы проще, если бы они не были в своих устремлениях предоставлены сами себе. Ведь все можно иметь: и телевизор, и магнитофон, но все должно быть на своем месте. И ничто не должно обладать нами. А сейчас вещи начинают обладать душами людей. Не оставляйте детей и их воспитание на самотек, на улицу и на телевизор. Это грех, и немалый.

 

Как результат мы видим появившиеся в последнее время сообщения об участившихся случаях попыток детского суицида. К сожалению, такие случаи есть и в Республике Крым.

 

Примерами негативного влияния информации из сети «Интернет» на детей являются распространяемые через социальные сети «игры» «Синий кит», «Беги или умри», о разрушительном влияние которых в последнее время активно говорят в обществе.

 

Нами дано поручение Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым совместно с руководителями органов управления образованием администраций муниципальных образований Республики Крым обеспечить проведение в 5-11 классах образовательных учреждений родительских собраний, классных часов по вопросам предупреждения суицидальных форм поведения среди несовершеннолетних с привлечением представителей территориальных органов Министерства внутренних дел по Республике Крым, прокуратуры Республики Крым, Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республики Крым.

 

Проблема суицида среди несовершеннолетних выведена на государственный уровень: Президентом Российской Федерации дано поручение Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять решения, направленные на совершенствование системы профилактики подросткового суицида, в Государственной думе Российской Федерации разрабатывается поправки в законодательство, направленные на профилактику детских самоубийств.

 

Действенной мерой в этом контексте, на наш взгляд, может стать обращения внимания учащихся школ и их родителей на вводимые сегодня в системе общего образования модули комплексного курса «Основы религиозной культуры и светской этики». В своем недавнем интервью (17.03.2017, газета «Культура») О.В. Васильева очередной раз напомнила, что задача этого предмета - укрепить нравственные основы личности и духовные ценности мировых религий учат одному и тому же: как надо, что надо и чего не должно быть. Поэтому здесь принципиален именно культурологический аспект предмета.

 

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан Крыма является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Крым в сфере образования. 18 декабря 2014 года Указом Главы Республики Крым № 522-у была утверждена Концепция патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым. Это направление реализуется в республике в тесном сотрудничестве органов государственной власти с «Симферопольской и Крымской епархией».

Более 20 лет на полуострове ведется активная работа по формированию у детей и молодёжи Крыма моральных и нравственных качеств, уважения к семейным, духовным, культурным ценностям и традициям крымского общества. Одной из исключительных особенностей православного воспитания в Крыму является формирование у обучающихся чувств уважения, толерантности, добрососедского отношения к носителям иных вероисповеданий и культур.

Совет министров Республики Крым и Симферопольская и Крымская епархия (далее – Епархия) работают в соответствии с Договором о сотрудничестве по духовно-нравственному воспитанию учащихся в учебных заведениях Республики Крым. На основании этого договора ежегодно утверждается и реализуется План совместных мероприятий.

С 2014 года в 4 классах общеобразовательных организаций Республики Крым введено изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Модуль «Основы православной культуры Крыма» выбрали только 18,5% учащихся 4-х классов (всего 20986 учеников 4-х классов, выбрали – 3883 учащихся).

По информации органов управления образованием в текущем учебном году в 85 из 532  (что составляет 16%) общеобразовательных организациях Республики Крым в рамках реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР), которая является логическим продолжением ОРКСЭ, для 5572 учащихся 5-11 классов  организовано изучение курса «Основы православной культуры Крыма»  через внеурочную и  урочную деятельность.

 

Причинами этого могут быть: низкий уровень  информированности родителей школьников об элективном курсе, который представлен в культурологическом аспекте и в котором не следует искать ничего иного; недостаточную подготовленность самих педагогов, а задача института постдипломного педагогического образования – подготовить высококвалифицированные педагогические кадры для реализации данной образовательной программы.

 

Пользуясь случаем, хотела бы обратиться к присутствующим здесь директорам школ.

Модули необходимо открывать, даже если есть небольшие группы, идти на встречу желающим. Необходимо усилить информационную и индивидуально-разъяснительную работу среди родителей.

 

 

В заключение хотелось бы напомнить слова Президента, прозвучавшие в фильме «Патриарх», приуроченном к 70-летию патриарха Святейшего Патриарха Кирилла: «Православие и Россия неразделимы. И на протяжении всей истории православие играло очень значимую роль в жизни нашего государства и нашего народа. В основе наших нравственных ценностей прежде всего лежат христианские православные ценности, и в этом смысле оно, конечно же, является важнейшей составной частью души России».

 

 

 

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика