Преосвященнейший Нестор, епископ Ялтинский возглавил Божественную литургию в храме святого Архистратига Михаила в Алупке
В Неделю о мытаре и фарисее, 21 февраля, Преосвященнейший Нестор, епископ Ялтинский, викарий Симферопольской и Крымской епархии возглавил Божественную литургию в храме святого Архистратига Михаила в Алупке, настоятелем которого он является.
В этом году исполнилось тридцать лет, как восстановлен трудами Правящего Архиерея Симферопольской и Крымской епархии, Митрополита Лазаря храм Святого Архистратига Михаила (г. Алупка, ул. Ленина, 4)
Построенный в 1820 г. графом М.С. Воронцовым храм был разрушен сильным оползнем, и к началу ХХ в. Алупка оказалась без православной церкви. Жители Алупки начали ходатайствовать о постройке нового храма. Место для него выбрали с учетом того, чтобы частые на Южном берегу оползни не могли его повредить. 26 октября 1903 г. состоялась закладка храма. В его строительство шло неровно, исключительно на пожертвования, а жертвовали на него множество людей – от императора до простолюдина.
8 ноября 1908 г. храм был освящен во имя Архистратига Михаила: красивый, пятикупольный, богато украшенный внутри.
Спокойная жизнь храма продолжалась всего 15 лет. В 1923 году верующие Алупки, в связи с постановлением КрымЦИКа “О ликвидации культовых сооружений” обратились с просьбой о передаче им в бесплатное и бессрочное пользование храма св. Архангела Михаила. Разрешение было получено, но после землетрясения 1927 г. храм получил серьезные повреждения и был признан опасным для посещения. В октябре 1927 г. его закрыли. Спустя пять лет его решили разобрать, но, к счастью, храм уцелел, власти использовали его для хозяйственных нужд.
В 1990 г. храм передали Симферопольской и Крымской епархии. Сейчас он восстановлен, пять золотых куполов вновь ярко сияют среди густой приморской зелени.
По окончании Литургии Владыка поздравил прихожан с праздничным воскресным днем и обратился с Архипастырским словом, в котором сказал: « Дорогие братья и сестры! ….когда мы празднуем воскресный день - мы тем самым воскрешаем свою душу, воскрешаем свое сознание, свое сердце для жизни вечной, для жизни во Христе, для жизни в Боге. Мы призваны к вечности, и не просто к вечности, а к блаженной вечности. Всякий раз, когда вы пересекаете церковную ограду и находитесь на территории церкви, то всякий раз вы погружаетесь в Тайну евхаристии, погружаетесь в тот небольшой кусочек Царствия Небесного, который находится на земле. Только тогда мы верим, и не только верим, но и доверяем Богу, когда мы прикасаемся к Его Божественным Таинствам. Мы знаем, что сначала должно быть Царствие Небесное, а потом все прочее. Почему? Потому что иначе все не имеет никакого смысла, а человек должен иметь цель, смысл и имееть вечность. Сегодня было Чтение о Мытаре и Фарисее. Это так традиционно, так привычно и так естественно, что мы уже слушая- не слышим. О чем речь? Фарисей благодарит Бога за то, что он не такой, как прочие человецы. Он перечисляет свои добродетели, своим достоинства, свои сильные стороны и указывает на эти стороны Богу. Смотри, Господи я пощусь и молюсь, я не такой как этот мытарь. Мытарь объективно плох, он собирает подати, соработая с оккупационной властью, он «питается» кровью сограждан. И такое не вызывает к нему любви у людей. Но так как и у него душа живая, он чувствует что что- то не то. Он молится в храме, но ничего не может сказать в свое оправдание и просит только о милости Божией, так как ничем оправдаться не может. И что происходит? Если говорить языком современным – фарисей пытается очертить свои достоинства, предметно указывая на то, что он сделал, и тем самым он ограничивает милосердие Божие. А мытарь, напротив, осознавая свою греховность, снимая все ложные защиты говорит: Боже, милосердный, Ты Наш Творец и Любовь! Как мне оправдаться перед Тобой? Я стою обнаженный и ничем не защищаюсь…. И в этом случаем границы уже выстраиваются не человеком, а Богом. Господь заходит в его душу, касается его сердца и оправдывает. И вот выходят они из храма. Фарисей тоже оправдан, но меньше, чем мытарь. Что делаем мы в своей повседневной жизни? Мы пытаемся силой своей воли, силой ума научиться любить, научиться жертвовать, научиться смиряться, быть Божьими. Но не очень у нас это получается. А почему? Потому что когда мы своей волей и своим характером и человеческими качествами хотим забраться на Небо, мы сталкиваемся с невозможностью этого. Но когда мы разрешаем Богу спасать нас - странным образом все происходит. Любовь к Богу это то, что Бог ниспосылает на человека, обращая его и поднимая его до своей Божественной любви. Все, что касается нашего спасения, делает сам Господь. А человек должен следовать по пути смирения, понимая свое ничтожество, свою нищету и понимая Его величие, любовь и милосердие. Мы так отчаянно нуждаемся в милосердии Божией, в милости Божией, помощи Божией и это отчаянье преломляется нашей верой и нашим опытом, потому что Господь близок ко всякому, призывающему Его, ибо в имени Его истина. Будем же призывать имя Божие, постараемся быть христианами не только по названию, но и по существу, чтобы осуществлять это и действием, и опытом, и верой. Внутренним усердием будем следовать правде Божией и жить с преображенным сердцем и умом, и украшенной благодатью Господней душою»
Фото Александра Возного