Анонс

На территории Поликуровского мемориала совершен чин освящения мемориальной доски, посвященной памяти Д.А.Агренева-Славянского

вкл. . Опубликовано в Ялтинское благочиние

20 декабря 2020 года в Ялте на территории Поликуровского  мемориала  была открыта п амятная мемориальная доска, посвященная Д.А. Агреневу-Славянскому – музыканту, общественному деятелю, меценату и просветителю. Именно здесь он был упокоен летом 1908 года. Как и все члены его семьи, он был прихожанином храма святителя Иоанна Златоуста. Его  духовным наставником  был святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Настоятель храма святителя Иоанна Златоуста протоиерей Владислав Шмид на месте захоронения  Дмитрия Александрович Агренева-Славянского  и его супруги Ольги Христофоровны совершил молебен и  освятил памятную доску, посвященную этому общественному деятелю. Примечательно, что Дмитрий Александрович родился 19 декабря 1834 года, а дата кончины его супруги  пришлась на 20 декабря 1920 года. В связи с тем, что в этом году исполнилось 100-лет со дня  смерти Ольги Христофоровны    протоиерей Владислав Шмидт  отслужил  заупокойную панихиду на месте ее упокоения. Священник  еще  два года назад поддержал этот проект по возвращению достойных имен наших соотечественников в «золотой памятный список» общественного культурного наследия региона.

Все материальные средства на изготовление памятного знака были собраны из дарственных добропожертвований прихожан храма.

Инициатором этого события стала землячка музыканта Ольга Михайловна Кузьмина, почетный работник культуры и искусства Тверской области, хормейстер из г. Ржева, которая лично присутствовала на этом мероприятии.

 

Предлагаем  вниманию читателей сайта  статью Ольги Михайловны Кузьминой, кандидата педагогических наук, члена Союза композиторов Российской Федерации, председателя Ржевского краеведческого общества, Почетного работника культуры и искусства Тверской области (г. Ржев, Россия).

 ЗАБЫТОЕ ИМЯ РОССИИ.

Д. А. АГРЕНЕВ-СЛАВЯНСКИЙ

Имя Д.А. Агренева-Славянского (1833-1908) – певца, основателя Славянской хоровой капеллы, страстного пропагандиста народной художественной культуры – сегодня, к сожалению, известно лишь в самых узких профессиональных кругах музыкантов и искусствоведов.

Дмитрий Александрович - человек очень интересной и уникальной  судьбы. Характеризуя его жизненное кредо, почти всегда можно добавлять слова: основатель, в числе первых, зачинатель, впервые, в начале и т.д. Удивительно, но вся биография музыканта мозаично складывается из каких-либо принципиальных новшеств, нововведений, новых открытий и установок, произвольно или непроизвольно следующих за ним.

Наш соотечественник стоял у истоков возникновения концертно-сценической интерпретации и исполнительства традиционной народной песни и музыкального фольклора не только русского, но и соплеменных ему славянских народов. Даже знаменитый Ф. И. Шаляпин называл его своим учителем, подчеркивая, что именно у Дмитрия Александровича и через его певческий и актерский дар он осознал мощь и глубину народной песни.

А для того, чтобы стать незабытым потомками, как отмечает Д. А. Агренев – Славянский сделал достаточно в своей жизни. Он был знаменитым исполнителем народных песен, основателем и частным владельцем крупнейшей в России ХIХ в. певческой капеллы, автором - издателем целого ряда песенных сборников, собирателем музыкального фольклора.

Дмитрий Александрович дружил с именитыми людьми своего времени и со многими выдающимися историческими персонами России (композитор А.Н. Верстовский, публицист И.С. Аксаков, общественный деятель А.П. Хитрово, известный редактор популярного отечественного журнала «Новое время» А.С. Суворин, историк И.Е. Забелин, художник М.О. Микешин, певец Ф.И. Шаляпин, редактор и публицист С. Ф. Шарапов и др.). Он был знаком с государственными сановниками разных государств (Америка, Англия, Германия, Франция, все славянские страны, Египет).

Кроме того, Дмитрий Александрович вел большую общественную и культурно-просветительную работу: был членом Русского театрального общества; состоял в славянском обществе, слыл ярким публицистом, занимался благотворительностью. В своих многочисленных гастролях участвовал в миссионерской деятельности.

Он – автор идеи создания Центра славянской культуры с организацией народной русско-славянской консерватории - школы народных певцов и регентов; собранием музыкального и литературного фольклорного архива; ведением концертно-филармонической деятельности; открытием интерната-пансиона для музыкально одаренных детей.

Наконец, Дмитрий Александрович – родоначальник музыкальной династии Агреневых-Славянских. Он и его верная супруга Ольга Христофоровна – коллега, единомышленница и соратница – воспитали 8 детей, многие из которых, получив достойное образование, продолжили отцовское дело и творческо-художественное ремесло семьи.

В одной из своих рецензий А.В. Свешников писал: «Широкой известностью и высокими художественными достоинствами была отмечена деятельность и таких хоров, как капеллы Д. Шереметьева, Ю. Голицына, Д. Агренева-Славянского (разрядка – О.К.), А. Архангельского. Однако, к сожалению, об известных хоровых деятелях и о работе возглавлявших ими хоров мы почти забыли. Несправедливо, что в истории нашей музыкальной культуры им отводится обычно второстепенное место» (9, 3).

Для сведения: А.В. Свешников (1890-1980) - выдающийся хормейстер, общественный деятель, профессор, ректор Московской консерватории им. П.И. Чайковского, народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического хора СССР, организатор Московского хорового училища.

Тут вспоминаются слова В.В. Стасова, который справедливо заметил: «У нас все любят откладывать, особенно то, что поважнее. Сюда я причисляю биографии замечательных людей русских. Они в большинстве случаев блещут в нашей литературе своим отсутствием… Наше отечество так скудно сведениями о самых выдающихся по таланту и творчеству сынах своих, как ни одна земля в Европе. Сначала тянут и медлят. Потом окончательно забывают, а позже не остается никакой возможности собрать не только устные какие-нибудь рассказы, но даже письма того исторического русского человека, который, наверное, заслуживал бы лучшей участи. Какая печальная система, какая недостойная привычка!» (Стасов В. В. Избранные статьи о музыке. - М; Л.:ГМИ, 1949. С. 168).

Ещё будучи студенткой московской Российской академии Гнесиных при подготовке к очередному зачету по истории музыки, мне встретилось имя Д.А. Агренева-Славянского. В память тогда запало, что был он моим земляком – из бельского сельца Дунаево, которое теперь входит в южные окраины Тверской области: 30 верстах от города Белого и в 40 верстах от станции Оленино. В 2006 г., поехав в свою очередную ежегодную фольклорную экспедицию, я впервые побывала в г. Белом и в Дунаеве, надеясь разыскать какие-либо сведения о музыканте. Они оказались весьма скудными, но идея поиска материалов по исследованию творческой деятельности певца почвенно проросла и дала новые корни.

Потом стала кропотливо собирать материал по биографии музыканта-выходца из этих заповедных мест - очень скудный, почти недоступный и растерявшийся в отрывках старых полуистлевших и старых газетных публикаций ХIХ в. Нашла единственно сохранившиеся фото, эксклюзивный печатный материал, разыскала правнука музыканта, живущего в Н. Новгороде, и его дальнего родственника – гражданина Франции…

В июне 2008 г. в г. Белый Тверской области была организована межрегиональная научно-практическая конференция «Время. События. Судьбы» о жизнедеятельности великого певца, где прозвучали добротные краеведческие сообщения. Там же была открыта мемориальная доска памяти, изготовленная на добровольные пожертвования. Мероприятие было посвящено 100-летию со дня памяти и упокоения Дмитрия Александровича Агренева-Славянского.

Чуть позже летом 2008 года состоялась наша поездка в Ялту, где мы нашли дом, в котором жил когда-то наш земляк, посетили Поликуровский некрополь – последнее земное пристанище русского артиста. Заказали панихиду, которую отслужили в храме Иоанна Златоуста именно в день столетней памяти о певце.

В своей небольшой статье, опираясь на уникальные архивные данные РГАЛИ, ГЦММК им. М.И. Глинки, ГАТО, ГАСО, редкие книжные издания, автор попытался дать самую краткую характеристику творческой деятельности Д.А. Агренева-Славянского. Надеемся, что этот материал станет хоть малой толикой в память о нашем великом соотечественнике и патриоте.

Дмитрий Александрович (настоящая фамилия Агренев, псевдоним Славянский (1868 г.) (7.12.1833, Москва - 10.07.1908, Рущук, совр. г. Руссе, Болгария) родился в дворянской семье, по мужской линии восходившей к тверским князьям Вагреневым, по материнской – к московскому дворянству.

Мальчику едва исполнилось два года, когда скоропостижно умирает его отец. Рано овдовев и оставшись одна, мать Александра Фёдоровна уезжает на Смоленщину в отцовское родовое поместье (Бельский уезд, с. Дунаево). Там она занимается воспитанием и обучением своего сына-первенца, окружив его любовью и особой художественной атмосферой.

Из наших впечатлений о посещении усадьбы с. Дунаево (2006-2008 гг.). Дворянский дом, к сожалению, не сохранился - здесь теперь выстроена школа. Но местоположение усадьбы легко угадывается и просматривается: живописный ландшафт и прекрасный видовой обзор с верховья, чуть заметные остатки фундамента, изредка встречающиеся изразцовые плитки (вероятно, от домовых печей). Старожилы рассказывали, что от имения к реке были построены и каскадом спускались 3 пруда, которые подпитывались родниковыми источниками. В них водилась разная рыба редкостных пород. Чудесные вековые липы и сегодня обрамляют окрестности и стоят стражами этого русского великолепия, храня свою верность и помня многое о былом. Чуть поодаль с левой стороны от дома и сегодня стоит церковь, полуразрушенная нещадным временем и войной, грозно опалившей бельскую землю.

Церковь Димитрия Ростовского - яркий образец сельской церкви в стиле барокко, по композиции и декору тяготеющей к культовой архитектуре Смоленщины. Она была построена по заказу ротмистра А.С. Потемкина в 1767 году.

Все детские годы, как вспоминает впоследствии Дмитрий Александрович, он провел в имении деда – сельце Дунаеве, что расположено на высоком берегу реки Общи – притоке Межи, впадающей в Западную Двину.

Село Дунаево находится вблизи пограничья земель Смоленского, Псковского и Тверского края. В XIX веке Бельский уезд, согласно территориально - административному делению, входил в черту Смоленской губернии. В настоящее время этот район относится к Тверской области. На западе, неподалеку от села, раньше проходила граница с Белоруссией.

С ранних пор, имея необыкновенную любовь к пению и музыке, будучи ещё совсем ребенком, мальчик проявлял недюжинные природные музыкальные дарования, чему во многом способствовала семейная обстановка.

          сосредоточила на своем единственном сыне и воспитании его. Влияние матери оставило глубокие, неизгладимые следы на всем нравственном строе нашего народного певца (Хитрово А.П. 1862-1887. Дмитрий Александрович Славянский и его деятельность – Тверь: Типо-Литография Ф.С. Муравьева, 1887, С. 16-17).

В имении Агреневых, где семья жила значительную часть календарного года, из крепостных крестьян содержались постоянные хоры музыкантов и песенников, исполнявших русские песни.

Композитор М.И. Глинка, который тоже был уроженцем Смоленской земли и близким соседом Д.А. Агренева, признавался: «И, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку» (Асафьев Б.В. Глинка. - М.: Музгиз, 1947. С. 34–35). Думается, что эти же слова мог бы сказать о себе и Дмитрий Александрович.

Наверное, именно первые детские впечатления и соприкосновение с народной традицией высекли и у юного Дмитрия ту небесную искру любви к песне, вспыхнувшую позднее таким ярким пламенем в его музыкальной деятельности. Здесь, в далеком лесном краю будущий певец-профессионал, завоевавший впоследствии мировое признание, прильнул к удивительному источнику и живительному роднику народной культуры, ощутив все богатство и глубокую внутреннюю силу этнохудожественного творчества. Матушка Дмитрия Александровича, Александра Федоровна, по свидетельствам современников, сама искусно владевшая голосом и хорошо музицировавшая, – имела обыкновение приглашать поселян на хороводы, игры, народные гуляния, устраивавшиеся в парке и липовой аллее усадьбы.

Прав был В.В. Стасов, когда говорил: «В них (в песнях – О. К.) присутствует та искренность, та правда, то непосредственное чувство, которых не почерпнуть ни из каких книг. Надо было самому среди всего этого родиться, все это увидать собственными глазами и услыхать собственными ушами, надо было все это перечувствовать не с чужих слов, а собственною душою» (Стасов В. В. Избранные статьи о музыке. - М; Л.:ГМИ, 1949. С. 171).

Современные фольклористы единодушно признают, что традиционная музыкальная песенно-инструментальная культура смоленско-тверского и псковского пограничья стоит в ряду наиболее ярких и самобытных явлений художественного наследия русского народа. «Их притягательная сила – в сокровенной искренности, глубине и совершенстве поэтических образов, в интонационной правде и чистоте песенных форм, в жизненной энергии музыкальных ритмов», – отмечал выдающийся этномузыколог А.М. Мехнецов (Мехнецов А.М. Песни Псковской земли. Вып.1.- Л.: Советский композитор, 1989. С. 3).

Свое первоначальное образование Дмитрий Александрович получает во Второй московской гимназии. Затем учится в Московском университете.

С началом Крымской компании в 1855 г. поступает на военную службу, а в 1857 г. выходит в отставку (по ранению) в чине поручика.

До 1862 г. он обучался пению в Москве, Петербурге, Милане, Флоренции и Париже. В 1862 г. начал выступать на оперных сценах Италии и Франции, в этом же году состоялся его дебют в России в концерте Петербургского отделения Русского музыкального общества.

В 1867 г., будучи в Праге, он организовал мужской октет, исполнявший во время гастролей песни славянских народов. В 1868 г. на собственные средства им была создана «Славянская капелла» - смешанный хор, состоящий из 25 человек. За 40 лет капеллой, численность которой в отдельные годы достигала 100-150 человек, иногда и более, было дано около 10 тысяч концертов в России, на Балканах, в странах центральной и западной Европы, Америки, Азии, Африки.

В 1869 г. «Славянская хоровая капелла» была приглашена  на гастроли в Америку, где дала 175 концертов. Она стала одним из первых российских коллективов, кому было оказана честь представлять Россию за океаном. Объездив многие штаты, повсюду ей сопутствовали признание и успех.

 Особый расцвет коллектива пришелся на 70-80 гг. ХIХ в. С 1872 г. хормейстер предпринимает большое турне по России, Кавказу, Сибири, ближнему зарубежью. Для гастролей в волжских городах от Рыбинска до Астрахани он покупает пароход, называя его «Певец Славянский».

Концерты капеллы проходят и в привилегированных столичных залах дворянских собраний, и на открытых сценах садов и парков. Ее приглашают в Ливадийский Императорский Дворец (Крым). Она участвует в популярных для того времени вокзальных концертах г. Павловска. Выступления собирают массу публики  в московских и петербургских манежах, на фабриках и заводах, в учебных заведениях и больницах.

Концертные программы художественного коллектива были особо уникальны, где озвучивались былины, народный эпос, песни западных и южных славян, частушки и шуточные песни фабричных окраин. Чуть позже в эстрадных выступлениях принимает участие оркестр балалаечников. Кроме того, хор исполнял сложные духовные произведения и сочинения Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского; музыку русских композиторов, романсы.

В 1879 г. Дмитрий Александрович публикует 1 выпуск сборника «Русские песни и песни южных и западных славян», основу которого составил вокально-хоровой репертуар капеллы.

В 1882 г. капелла приобретает новый сценический облик: костюмированные артисты стали выступать в богато украшенных стилизованных боярских костюмах ХVI – ХVII вв., выполненных по рисункам и эскизам Н.Н Каразина и М.О. Микешина и по советам историков И.Е. Забелина и П.А. Чаева.

В середине 80-х гг. в атрибутике коллектива появляется инсценированное оформление концертов и декорации, что стало придавать эстрадным выступлениям яркую зрелищность и самобытный колорит.

Кроме постоянных гастролей по России, в 1884 г. «Славянская капелла» показывает свое искусство в странах Балканского полуострова. В 1885 – 1886 гг. коллектив выступает в Англии (26 концертов), во Франции (22), в Германии (300), в Швейцарии; в 1887 г. – в Румынии; в 1895-1896 гг. – в Испании и Португалии (44), в 1897 г. – на севере Африки (в Египте), юге Европы… и везде – с одинаково громким и заслуженным успехом.

1896 г. стал для Д.А. Агренева-Славянского драматичным и переломным. Отказавшись от гастролей по Южной Америке, хормейстер направил все творческие силы для организации концертов на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Однако множество различных неурядиц в значительной степени осложнили выступление капеллы. Музыкант теряет не только основную часть личных средств (он продает даже тверское имение Кольцово), но и серьезно подрывает здоровье.

С 1897 г. концерты хора проходят, в основном, по России. В 1900 г. Дмитрий Александрович заканчивает свои сольные выступления, оставаясь дирижером и художественным руководителем «Славянской капеллы». Он покупает дом в Ялте, а с 1904 по 1908 гг. постоянно живет на даче «Славянский двор», где организует школу музыки и пения.

В 1903 г. в Петербурге в зале Дворянского собрания чествуют 45-летний юбилей артистической и художественно-творческой деятельности Д.А. Агренева-Славянского. Для материального поддержания русского артиста указом его Величества Николая II в 1904 г. из государственной казны и специальной царской казны ему назначается пенсия.

С 1905 по 1907 гг. гастрольная деятельность капеллы несколько оживилась. В хоровых концертах постоянно принимают участие дети Дмитрия Александровича - Инна, Елена, Маргарита, Кирилл и Юрий, которые имели великолепное образование и стали представителями целой музыкальной династии.

1908 г. становится последним в жизненной биографии Дмитрия Александровича. В июне он решается на большое гастрольное турне  капеллы по славянским землям и отправляется с хором концертировать по Болгарии, Венгрии, Сербии. 10 (23) июля музыкант скоропостижно скончался в г. Рущук (Болгария). В тот же день из Петербурга от императора Николая II русскому консулу было дано особое распоряжение о выдаче специальной материальной помощи, а также  на возвращение всего состава капеллы в Россию. 14 (27) июля в Ялте состоялись гражданская панихида в соборе Иоанна Златоуста и погребение капельмейстера на Поликуровском холме крымского некрополя.

После ухода из жизни Дмитрия Александровича имя его как-то сразу стирается с музыкального горизонта. Дети потихоньку разъезжаются, кто-то навсегда покидает Россию. А в 1922 г., когда часть капеллы, руководимой его дочерью Маргаритой Дмитриевной, не возвращается после гастрольного турне по Дальнему Востоку и эмигрирует в США, само имя Агреневых-Славянских практически сразу же просто вычеркивается из истории музыкальной культуры.

Моментально забыто всё. Его просветительская деятельность, когда не только города и страны, но континенты рукоплескали музыканту, а именитые особы и знать считали за честь побывать на его выступлениях. Его миссионерство, когда концерты в Америке, на Балканских странах становились гражданским подвигом певца, а духовные настоятели церквей и жители стран, где пел Агренев со своей капеллой, мечтали побывать в далекой России, где так велико искусство хорового пения. Его благотворительность, когда более четырех десятков лет часть средств от концертных сборов отчислялась на содержание церквей, на социальные пенсии артистам и поддержку малоимущих. Его издательская и публицистическая, когда до сих пор представляют большой научный и практический интерес его издания старинных северных былин и сказаний, плачей, свадебного обряда, сборников его репертуара, выступления по различным проблемам культуры и истории. Его награды… Не будем перечислять всего, это дело специального исследования. Ведь только простое перечисление добрых дел нашего соотечественника может занять не одну страницу. Почти все кануло в лету.

Стоит сказать, что все же делались определенные попытки восстановления памяти певца. Так, сразу после кончины Д.А. Агренева-Славянского в 1908 г. был создан специальный фонд, собранные общенародные средства для которого предполагались для сооружения монумента великому русскому певцу. Средства складывались от продажи книг и нот, концертных сборов, из благотворительных взносов почитателей таланта популярного музыкального исполнителя. В 1918 г. В. И. Ленин, беседуя с его сыном и вспоминая его концерты, выразил свое пожелание о конструировании памятника великому россиянину.

В механическое и жестокое горнило событий начала ХХ в. попал тогда не только он. Сложность и смутность всей обстановки в стране уже с конца ХIХ в. повлекли за собой множество негативных культурно-общественных перемен. Они подкосили судьбы и творческие передовые замыслы многих. Только сегодня, спустя целый век потомки чуть приоткрывают глухую завесу той эпохи перелома столетий.

Назовем и вспомним лишь несколько имен и драматических биографий в этом скорбном историческом ряду. Провал московского русского оперного театра Саввы Мамонтова; сложная судьба частной галереи Третьяковых; незавидная участь известной этнографической коллекции Марии Тенишевой. Этот печальный список можно еще продолжать. И в одной шеренге с вышеназванными именами стоят и благородные начинания Д.А. Агренева-Славянского.

В 30- х гг. ХХ в. на заседании Союза композиторов СССР Д. С. Васильев – Буглай и А. П. Копосов ставили вопрос о пересмотре государственного отношения к Д. А. Агреневу. Но при голосовании не хватило голосов, и проблема опять завязла.

…Прошло более ста лет как нет Д. А. Агренева. Однажды на одном из его концертов в своем приветственном слове князь В. Ф. Одоевский сказал, что надо целый век, чтобы осмыслить творчество капеллы Славянского. Может быть все же наступает время нашего всеобщего выхода из исторического беспамятства?

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика