Анонс

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ, Проблематика мужского инфантилизма.

вкл. . Опубликовано в Симферопольское благочиние

В рамках нового информационного проекта семейного отдела Симферопольской и Крымской епархии "Семейное просвещение", с целью популяризации традиционных духовно-нравственных семейных ценностей, укрепляющих институт брака и семьи на Крымском полуострове, Вашему вниманию предлагается статья «Проблематика мужского инфантилизма».

Одна из главнейших обязанностей мужчины — быть ответственным, что предполагает необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия. Ответить — дать ответ, отозваться, отчитаться за свою деятельность. Отвечающий всегда предполагает наличие вопрошающего. 

Для верующего человека вопрошающий — это Господь, и этим определяются все дальнейшие действия мужчины. Главная миссия мужчины в этом мире — быть ответственным за тех, кого он ведет за собой, быть главой, отвечающим за всех перед лицом высшей инстанции.

Для человека, не живущего духовной жизнью, «вопрошающим» выступает окружающая его общность людей, перед лицом которых он живет, сознавая, что ему позволено, а что — нет.

А теперь давайте представим, что этой вопрошающей инстанции нет. Если ее нет, то мужчина остается без смысла жизни: вместо деятельности ради кого-то (семьи, детей  и т.д.) остаются личные внутренние потребности, влечения. Особенно это проявляется сейчас, когда реклама провоцирует появление огромного числа извращенных потребностей, которые раньше человеку и в голову не могли прийти.  Соответственно продолжает размываться заложенный от рождения внутренний духовный статус  мужчин, и сегодня мы уже можем говорить о его отсутствии  у многих представителей сильного пола.

   Функция мужчины свелась к зарабатыванию денег. От его Божественного предназначения ничего не осталось, он оказался не хозяином своих действий, а лишь инструментом, он весь «функция» той суеты, которая возникает, как кажется, из самых благих целей: прокормить семью, детей на ноги поставить и т.д. Мы становимся функциями каких-то процессов, но никак не субъектами деятельности, у которой есть автор, хозяин, распорядитель и — обязательно — смысл!

 В нашей современной цивилизации: осмысленная человеческая деятельность «в поте лица добывать хлеб свой» превратилась в энергетически очень напряженный, отнимающий  много сил и эмоций, анонимный процесс, в котором нет одушевленности и нет смысла.

Сейчас мужчине фактически не перед кем отвечать, происходит разрушение общности: люди, живущие на одной лестничной площадке, не знают друг друга. В общности человек виден со стороны: каков он по своим внутренним качествам, в том числе и по своей жизненной позиции. Современный же человек анонимен — никто ничего друг о друге не знает. Жизненную позицию человека теперь сводят к роли — роли мужчины или роли женщины. Что такое роль? Роль отыграл и забыл, а содержательные, смысловые стороны действия размылись. На сегодня из бесспорных мужских качеств остались, пожалуй, только половые признаки и физическая сила, да и той все меньше: происходит и телесная инфантилизация мужчины! Причем женщина мужчине в этом очень «помогает».

 Перед мальчиком, подростком, юношей должен быть открытый, ясный образ мужского поведения, мужских дел, мужского отношения к себе и людям. Сын должен подражать отцу в делах — но он их не видит, отец все время занят, в своих делах он также анонимен. И мужское поведение замещается женскими требованиями, делами, манерами.

Но есть еще более глубинный процесс — духовная деградация. Она сводит преимущества мужчины к тому, что он сильнее женщины и агрессивнее — вот и все его достоинства. Возможно, при духовном возрождении какие-то вещи будут возвращаться, но их нужно специально культивировать.

 Думается, что без восстановления иерархии в семье это в принципе невозможно. Первым воспитательным и терапевтическим моментом для жены является следующий принцип: она должна возвышать отца перед детьми: ночью в чулане можно его и поколотить, но перед детьми он должен оставаться самым умным, самым красивым, самым любимым, самым сильным. А в современной семье соревнуются: кто умнее, кто главнее, кто успешнее, что как раз разрушает семейную иерархию. Потом — не может быть равенства между старшим и младшим поколениями в семье, и в этом для детей нет ничего оскорбительного. Если  их начинают ставить в один ряд со взрослыми, реакции долго ждать не приходится: «значит, я имею право на все, что есть у вас, взрослых».  А тут наготове ювенальная юстиция: «да-да, мы вам это еще и в юридической форме обеспечим, нормативно закрепим». Каждый твой чих законен, и никакой родитель не смеет пресекать твои действия.

Не будет семейной иерархии — ситуация не сдвинется с места, это нужно понимать и соответствующим образом выстраивать ежедневные отношения.

Мужская инфантильность  — безусловно, результат неправильного воспитания в детстве. Наиболее важный период — 8-12 лет, когда ребенку необходимо передоверять ответственность за себя самого и за свои поступки.  Беда в том, что инфантильность  вырастает незаметно: сначала из шнурков, которые быстрее завязать маме, чем дожидаться, пока их завяжет ребенок, потом из незаконченных уроков, которые мама доделывает за сына, из посуды, которую проще вымыть самой, чем долго объяснять мальчику, почему и как это надо сделать. 

Ни в коем случае нельзя делать все подряд вместо ребенка: пусть это будет дольше и хуже, но ребенок это должен сделать сам. Нужно с очень раннего возраста погружать его не просто в разные формы активности, что само по себе неплохо, а в труд. Труд — категория нравственная, в отличие от любой другой формы активной деятельности, он дает опыт преодоления трудностей.  Тогда у ребенка появится вкус к их преодолению, а в этом и есть миссия мужчины.

Хорошо завести хозяйство, где всем есть работа,  где без всяких разговоров, что такое мужчина и мужские дела, мгновенно все становится на свои места — тяжелую физическую работу по определению может выполнить только мальчик. Не потому, что девочек надо жалеть — у них свои обязанности, но мальчик по природе сильнее и только ему под силу сделать тяжелую работу. Мужское отношение к жизни выстраивается естественным путем — путем труда.

Мужской инфантилизм не побеждается женским морализаторством, приведением примеров для сравнения, разоблачением и т.п. — это может привести лишь к разрыву в семье. Тем более, очень велик у современных женщин соблазн самости, самоутверждения за счет другого. Современная жизнь вынуждает женщину рваться к успешности и эффективности.  И тут напрашивается совет жене: «Погляди прежде всего на себя, являешься ли ты женщиной. Каково твое женское поведение, в чем для тебя твоя женская суть?» Безусловно, в  служении, а это значит — в ограничении, самопожертвовании. И хотя мотивы женского и мужского служения разные,  самое главное, что скрепляет семью, — взаимное служение, но никак не взаимное удовлетворение.

Служение возникает в свете высших смыслов жизни и ответственности перед ними. Если нет этих смыслов, все носит функционально-поведенческий характер, как у животных. В сознании разных народов брак, семья — это Божественное установление, а не юридическое и тем более не экономическое. Только во взаимном служении складывается симфония отношений — от биологии до этики и метафизики.

Если главным мотивом деятельности будет служение — все остальное приложится. А сегодняшний цивилизационный тайфун влечет к прямо противоположному: только в сторону личного успеха, безграничной самореализации — реализации собственной капризной самости как основного мотива поведения и мужчины, и женщины! И этот тайфун втягивает в свою гибельную воронку честь, совесть, ответственность, жертвенность — все то, что продолжает жизнь и делает ее осмысленной и счастливой.

Еще раз отметим, что в семейной жизни инфантилизм проявляется в безответственности. Не просто в том, что мужчина лежит на диване и ничего не делает. Мужчина — это человек, который обязан все решать. В идеале — абсолютно все. Женщина принимает какие-то решения, но по совету и с благословения супруга, потому что они единое целое, и муж является главой. Если муж не в состоянии принимать решения или отдает принятие решений на откуп обстоятельствам, случаю, другим людям — это и есть инфантилизм. То есть человек не дорос до возможности управлять чем-то, в данном случае семьей. С ребенка не спрашивают, может ли он чем-то управлять, это не входит в круг его обязанностей.

Мужской инфантилизм — самая серьезная социальная проблема сегодняшнего дня. Приходится признать, что сегодня есть много женщин, которые достойны брака — но рядом с ними нет мужчин, которые способны были бы взять на себя брачные обязательства, то есть возглавить семью, возглавить брак.

При это важно отметить, что в большинстве случаев семьи распадаются из-за того, что женщина создает семью сама. Выбирает женщина, а не мужчина, и это неправильно. Женщине просто выбрать мужчину, поскольку она по своей природе более эмоциональна. Она думает, что вот оно, долгожданное  — «искала тебя... годами долгими»… У нее гипертрофированное представление о собственной личности — о том, чего она заслуживает; в результате женщина получает то, чего она совершенно не заслуживает, что она не потянет. Мужчина, который послушно идет у нее на поводу, очень быстро понимает, что это не его решение, и тут уж, пожалуй, и лучше, что он инфантилен — потому что чем более он инфантилен, тем дольше продержится этот брак. 

Известно, что проблематика семейной жизни решается жертвенной любовью, которая побеждает инфантилизм в том числе, но вся проблема в том, что инфантильный мужчина отвергает эту любовь и воплощает прагматическое самолюбие. Если человек освобождается от инфантилизма и становится тираном — в том и в другом случае это нехватка любви. Он зациклен на самом себе. Муж может раздавать приказы направо и налево, но счастья от этого не прибавится. Он может все решать, но это будет полная узурпация власти, поскольку все решения так или иначе должны приниматься на совете внутри семьи…

Продолжение следует в следующем выпуске.

Подготовил руководитель семейного отдела Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Владимир Кашлюк по материалам http://pk-semya.ru/

 

 

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика