Анонс

Симферопольская и Крымская епархия. В рамках проекта "Семейное просвещение": о недопустимости нарушения 6-й заповеди "НЕ УБИЙ"!

вкл. . Опубликовано в Симферопольское благочиние

В связи с массовыми протестами в Польше, проходящими на фоне принятия Конституционным судом постановления, которое дополнительно ограничивает возможность совершения абортов в этой стране, Семейный отдел Симферопольской и Крымской епархии в рамках проекта "Семейное просвещение" очередной раз напоминает о недопустимости нарушения 6-й заповеди "НЕ УБИЙ"!

Массовые протесты в Польше против ограничения абортов — показательная история с точки зрения приоритетных ценностей нравственных представлений современных людей.

Как отмечает председатель Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ  В.Р. Легойда: «Все эти лозунги, такие как "мое тело — мое дело", являются индикатором состояния общества, и здесь не нужно питать никаких иллюзий. Современный человек молится "богу" свободы — тому "богу", которого он сам создал… Позиция Церкви заключается в том, чтобы добиться исключения операций по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования (ОМС), поскольку получается так, что люди, выступающие против абортов, все равно финансируют их проведение… Это является твердой мировоззренческой позицией. Потому что сохранение этой процедуры в ОМС наряду с другими операциями, как бы объявляет аборт некой общественной нормой», — заключил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Напомним, инициатива вывести аборты из системы ОМС, более активному проведению профилактики абортов и ограничению их государственного финансирования принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, который неоднократно публично выступал с данным предложением. «Всякая традиционная религия не допускает аборты. И не только монотеистические или восточные религии, но даже если взять язычество. Помните, в клятвах Гиппократа — исключается употребление абортивных средств! Язычники не допускали этого. То есть, зародившаяся жизнь — это ценность, которая всегда присутствовала в человеческой истории, в человеческой культуре... Но если учесть, что цифра официально совершаемых абортов многократно ниже реально совершаемых абортов (некоторые считают, что у нас в стране совершается 3 миллиона абортов, другие говорят, что 5 миллионов — подсчитать невозможно), то сокращение абортов на один миллион в год привело бы к увеличению нашего населения на 10 миллионов за 10 лет. Если просто говорить — не о духовной или нравственной, а о социально-экономической составляющей. Но настало время, когда мы должны вернуться к тому пониманию, что аборт является: во-первых — грехом, во-вторых — надругательством над женщиной… Нет ни одной женщины, которая бы совершила аборт по каким-то обстоятельствам и которая бы не переживала это как тяжелейший момент в своей жизни… Мы понимаем, что в настоящий момент запретить аборты невозможно. Нужно к идее исключения абортов из нашей жизни подходить с точки зрения возможностей сегодняшнего дня — сейчас возможным является вывод аборта из общеобязательного медицинского страхования… Если государство говорит: это ваше личное дело, оно подчеркивает свое негативное отношение к абортам. Ну ведь никто же не помогает, допустим, алкоголикам и наркоманам приобретать спиртное и наркотики за счет какой-нибудь страховки?! Нет такого, потому что это — зло, это — вредно. А здесь покрываем общей страховкой совершение абортов… Есть такой абсолютно ложный аргумент, но его постоянно повторяют: что если мы сейчас выведем из общего ОМС совершение этих манипуляций, то мы подтолкнем наших женщин к совершению нелегальных абортов. Почему? А что, нелегальные аборты — бесплатные? Назовите мне хоть одного совершителя нелегальных абортов, который это сделает бесплатно. И в первую очередь, конечно, по медицинским и некоторым социальным показаниям. Хотя к социальным показаниям я отношусь очень сдержанно и даже, я бы сказал, негативно.» (из патриаршего интервью РИА Новости на тему рождаемости и абортов)

По словам председателя ОВЦС при Московском патриархате Высокопреосвященнейшего митрополита Волоколамского Илариона «Аборт не должен входить в систему бесплатного медицинского обслуживания, т.к. во-первых, аборт – это не лечение болезни, а убийство, во-вторых, среди налогоплательщиков есть немало людей, которые против абортов. Почему они должны платить свои деньги за это?»                             Также иерарх напоминает: «Когда сейчас говорят о том, что сокращение финансирования производства абортов увеличит число нелегальных абортов, это хромая логика. Это примерно то же самое, что сказать: давайте узаконим убийство, чтобы у нас не было криминальных убийств…"

Важно отметить, что официальная позиция Церкви по проблеме намеренного прерывания беременности отражена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», где аборт рассматривается именно как грех, поэтому он не может быть приравнен к лечению. «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс. 138. 13,15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» (Иов 10. 8-12,18). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1. 5-6), – сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш», – это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо… зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», – писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы».

Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.

Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака (см. X.3). Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести.» - говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Глава XII. Проблемы биоэтики. Раздел XII.2).

Руководитель семейного отдела Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Владимир Кашлюк отмечает: «Наше либерально настроенное общество, утверждая неограниченное право каждой женщины на совершение аборта, являет собой пример превратного понимания и использования свободы. Никакая свобода не дает право матери и врачу лишать священного дара жизни тех, кто не может противостоять произволу и насилию».
В силу этого, а также основываясь на известных результатах современных научных исследований в области биологии и медицины, Семейный епархиальный отдел напоминает:
1. Производство аборта - искусственное прерывание беременности - этически не допустимо, т.к. является преднамеренным убийством нерожденного ребенка и прямым нарушением Божественной 6-й заповеди «не убий».
2. Христианское богословие и библейская антропология в полном согласии с современными научными данными о биологической сущности человека связывают начало человеческой жизни с моментом зачатия (слияния отцовской и материнской половых клеток). «Тот, кто должен стать человеком, уже человек»(Тертуллиан, II в.).
3. Подлинный текст Клятвы Гиппократа (V в. до Р.Х.) среди известных каждому врачу принципов содержит обязательство: «...Я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство».
4. К опасным и неизбежным последствиям аборта относится нарушение физического и душевного здоровья женщины. Ее духовное благополучие невозможно без искреннего и глубокого покаяния в содеянном преступлении. Врач, производящий аборт, является полномерным соучастником преднамеренного преступления. Согласно каноническим Правилам Церкви «дающие врачество для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы» (Правило 8 св. Василия Великого). Нравственную ответственность перед Богом и обществом разделяет и отец, если он не препятствует предстоящему аборту или настаивает на его проведении.
5. К разновидности преднамеренного убийства относится и евгенический аборт, имеющей целью не допустить рождения больных детей. Достижение человеческого разума - дородовая диагностика -используется в этих случаях не как средство для мобилизации моральной и медицинской помощи, особенно в ней нуждающихся детей, а иногда, как орудие весьма сомнительной политики «очищения расы» от неполноценных людей.
6. В тех редких случаях, когда необходим выбор между жизнью матери и плода, православная этика ориентируется на стремление матери к самопожертвованию, как высшему проявлению любви к ближнему, тем более к своему ребенку. Поэтому так называемые «аборты по медицинским показаниям» неприемлемы для совести православных людей. Исключением является спасение жизни матери при условии неизбежной гибели плода . Совет отдает себе отчет в том, что разнообразие жизненных ситуаций столь велико, что в отдельных случаях врач должен принимать решения, сообразуясь со своим профессиональным опытом и христианской совестью.
7. С точки зрения биомедицинской этики, мы констатирует, что все гормональные препараты, а также другие контрацептивные средства, «противозачаточный» эффект которых основан на недопущении имплантации оплодотворенной яйцеклетки, являются абортивными средствами, а их применение равнозначно аборту, т.к. губит уже начавшуюся жизнь.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим:  представление об аборте как о чем-то допустимом никогда не было свойственно христианскому сознанию и не может получить церковной поддержки. Церковь всегда благословляла мать, свято хранящую дитя, ниспосланного Богом, и врачей, стремящихся сохранить священный дар жизни. Навязываемая обществу альтернатива абортам в виде противозачаточных средств и развития служб «планирования семьи» является ложной.

По слову Правящего Архиерея Симферопольской и Крымской епархии Высокопреосвященнейшего Митрополита Лазаря: «Страшный грех абортов – это не только личная трагедия, но и трагедия всего общества. Подлинной альтернативой аборту в современных условиях может стать только укрепление семьи и религиозное воспитание молодежи. Преодоление греха аборта есть необходимое условие и составляющая часть духовного возрождения нашей страны».


Подготовил руководитель семейного отдела Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Владимир Кашлюк

 

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика