Анонс

В домовом храме бывшего Свято-Владимирского монастыря в Херсонесе отслужена Божественная литургия

вкл. . Опубликовано в Севастопольское благочиние

22 октября Святая Православная Церковь отмечает праздник в честь Корсунской иконы Божией Матери. В этот день свой престольный праздник отмечает домовой храм в честь иконы Божией Матери «Корсунская», расположенный в братско-настоятельском корпусе бывшего Херсонесского Свято-Владимирского мужского монастыря. В настоящее время в помещении домового храма располагается средневековый зал ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический». Богослужения здесь проводятся только один раз в году – 22 октября.

 

В восточной части домового храма был оборудован переносной алтарь. Божественную литургию в этот день возглавил клирик Свято-Владимирского собора в Херсонесе протоиерей Стефан Сломчинский. Ему сослужил клирик собора протоиерей Павел Рязанов.

 

За богослужением молилось около 60 человек, среди которых были как прихожане кафедрального собора, так и сотрудники музея-заповедника «Херсонес Таврический». Многие верующие сподобились в этот день причаститься Святых Христовых Таин.

 

По окончании Литургии отец Стефан поздравил верующих с престольным праздником. Священник обратил внимание собравшихся на связь времен, связь тех, кто некогда молился в этом храме, с нами, которые также возносят молитвы к Пресвятой Богородице, прося Ее заступничества и помощи в духовном возрастании, в стяжании Духа Святого.

 

История домового храма

 

Согласно историческим данным, с 1850 по 1921 год на территории городища Херсонеса находился православный мужской монастырь. Пока шло строительство Владимирского собора, обитель крепла и развивалась. В здании, построенном под руководством архитектора К. Вяткина в 1860–1863 годах, размещался братско-настоятельский корпус.

 

Его нижнюю часть, а одно время и подвал, занимали кельи монахов; на верхнем этаже располагались покои настоятеля и комната для гостей. В центральной части здания была устроена домовая церковь, освященная 14 июля 1863 года. В 1900 году храм был освящен во имя Корсунской иконы Божией Матери.

 

В 1923 году домовую церковь закрыли. Ныне в бывшем монастырском здании находятся большой и малый экспозиционные залы, посвященные средневековой истории Херсонеса, дирекция музея-заповедника, помещения, где работают научные сотрудники, архив, библиотека и фонды.

 

Корсунская икона Божией Матери

 

Согласно древнему преданию, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда – в Москву, в Кремлевский Успенский собор. Другой подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая).

 

Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец Псковской епархии. Специально для иконы был выстроен каменный Корсунско-Богородицкий собор.

 

Икона несколько раз спасала город от набегов литовцев и от эпидемий. В 1812 году, когда к Торопцу приближались французы, горожане вынесли образ на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной. Корсунская икона пробыла в Псковской губернии вплоть до начала XX века, помещаясь в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте.

 

После революции 1917 года торопецкие церкви подвергли уничтожению: одни взрывали, другие переоборудовали под склады. Духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в новообразованный музей, который тоже разместили в церкви. Однако работники музея опасались за судьбу святыни и обратились в Русский музей Ленинграда с просьбой забрать ее, что и было исполнено в 1936 году.

 

Специалисты принялись реставрировать икону сразу после того, как она к ним поступила, и «увлеклись», счистив то, что они считали копотью, и что на самом деле являлось темной кожей Богоматери и Богомладенца, как они писались на древних византийских иконах.

 

После падения советского строя в музей стали неоднократно обращаться представители Церкви из Полоцка и из Торопца, надеясь вернуть святыню. Но музей отказался возвращать икону, говоря, что она является «национальным достоянием и не может быть отчуждена». Вместо этого верующим предлагали сделать с нее список. Святыня и поныне остается в фонде Санкт-Петербургского Русского музея.

 

Пресс-служба Севастопольского благочиния

Пресс-служба Крымской митрополии

     КОНТАКТЫ:

Главный редактор официального сайта Крымской митрополии - митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика