«Преемственность в преподавании курса ОПКК во всех звеньях общеобразовательных учебных заведений (или чему учит семья и школа)». Анюхина И.А.

Республиканская педагогическая конференция  «Семья и школа в единстве духовно-нравственного воспитания крымчан». 6 мая 2014 г. Симферополь.

           «Любой закон может только наказать преступника или предотвратить явное преступление, оградить порядочных людей от действий людей с сожженной совестью, однако, не может сам по себе создать здоровый духовный и нравственный климат в обществе»
Из пасхального интервью РИА «Новости» Святейшего Патриарха Кирилла 2013г.

Некоторое время назад крымские СМИ  показали и напечатали  сюжет об одинадцатикласснице из Джанкойского района, которая ударила учительницу английского языка. СМИ преподнесли информацию об этом как драку в сельской школе.  Я присутствовала на круглом столе, где журналистов интересовали 2 вопроса: 1- была ли драка  и 2 – как наказать. Мне кажется оба вопроса не существенны. Существенных – тоже 2: 1 – как воспитывать детей так, чтобы подобных случаев просто не было и 2 – кто должен воспитывать?

             Конечно, на первом месте в системе ценностей ребенка всегда была и будет находиться его семья. Замечательное подтверждение тому – стихотворение, написанное еще в 18 веке поэтом Себастьяном  Брандтом «Родителям о воспитании»:

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит,
Что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным - пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

                 Но по мере взросления ребенка на протяжении 10 наиболее важных лет – лет восприятия мира и формирования отношения к нему – в его жизни одно из главных мест занимает школа.  Ведь что такое образование – дословно – создание, формирование у ребенка образа человека, личности, гражданина своей страны.

Современные образовательные параметры привели к тому, что школа постепенно превращается в некий конвейер, с которого сходят уникальный, но не доработанный  продукт. Почему такое сравнение? Потому что планы переполнены предметами и зачастую не нужными в жизни знаниями, и  это наполнение идет за счет выхолащивания так необходимого для души сопереживания, сострадания, этических и нравственных примеров.  Реально выросла опасность, о которой предупреждали еще великие русские философы, начиная с Владимира Соловьева, опасность вырождения человечества в «зверочеловечество», обусловленная тем, что рост материальных потребностей опережает рост потребностей духовных. 
«В сущности, почти чудо, - говорил более  полвека назад Альберт Эйнштейн, - что нынешние методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность человека». 

Вот последние данные, опубликованные  в  докладе  вице-президента Российской академии образования Давида Фельдштейна:

  1.      Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно - потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
  2.      Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.
  3.       Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. 
  4.      Отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. 
  5.      Неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Если в начале 90-х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4-5 местах по силе проявления, то в 2012 году тревожность у 12-15-летних вышла на 2-е место.
  6.       Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться.
  7.       Большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе.
  8.      С 2007 г. начиная, на первый план у подростков выдвигаются волевые и соматические ценностные ориентации. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций.
  9.      Маркетизация и этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества.
  10.                        Маргинализация, рост девиаций. Детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при этом уже используются  антидепрессанты для агрессивных детей.
  11.                        Сегодня умеют сострадать другим детям мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки до 9-10 лет. А сорадоваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют этого делать. В самом Детстве рухнули многие образующие его структуры, изменились отношения между детьми, в том числе заметно усложнились «горизонтальные связи».  

                     Наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности растущего человека:

Во-первых, низкий уровень развития родительской мотивации. Сегодня дети, в том числе и подросткового возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть. 

Во-вторых, сегодня взрослые люди стали безразличны к чужим детям. 

В-третьих, главное, налицо потеря ответственности взрослого общества за детей, потеря общественного контроля и причастности Взрослого Мира к Детству. Все это происходит на фоне деградации воспитательного компонента в образовании. 

Я пока не вижу другого выхода и более эффективной альтернативы, чем поддержка и повсеместное внедрение курса ОПКК, основанного на тех традиционных этических и духовно-нравственных ценностях, которые понятны и близки чистому детскому сердцу. Моим маленьким вкладом в поддержку курса является программа ОПКК для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ.

Важность преподавания курса ОПКК во всех звеньях школы:

—  Соблюдается преемственность и закрепление полученных знаний с 1 по 11 класс. Ребенок воспринимает данный предмет как один из нужных и важных предметов, которые преподаются весь период обучения – так, как, например, математика или русский язык

—  Учащиеся закрепляют традиции православной этики и культуры, которые становятся важной частью мировоззрения ребенка, его внутренним убеждением.

—  Курс ОППК опирается на исторические факты и огромное культурное наследие – литературное, архитектурное, художественное.

—  Происходит благотворное влияние на семью, так как члены семьи принимают, пусть и косвенное, через ребенка, но участие в обсуждении получаемых знаний, и непосредственное участие в проводимых праздниках, ярмарках, выставках и т.д.

 

                   Период 5-7 классы является переходным в жизни ребенка, потому очень важно в изучении курса православной культуры сделать акценты в сторону морально-интеллектуального развития, и основой изучения сделать историю. Не менее важен и этический раздел, который даст возможность подросткам правильно сориентироваться в нравственных коллизиях современности. В связи с проявлением у подростков тенденций к особой критичности важно сохранить у них серьезное отношение и способность искренне испытывать положительные нравственно-этические чувства при соприкосновении с образцами религиозного искусства. С этой целью организовать прослушивание записей церковных песнопений и музыки; возможна организация группы хора из одаренных детей.

Этот возрастной период крайне важен с точки зрения выстраивания траектории нравственного поведения. Подростки нуждаются в нравственных и эстетических критериях для верной ориентации. Им нужны примеры, образцы, достойные подражания. Церковная история гонений, история святых и великих деятелей предоставляет нам замечательный материал такого содержания.

                  Программа предусматривает возможность начала обучения как с 5-го класса, так и с любого другого возраста, что обеспечивается особенностями построения  курса во взаимосвязи с предметами художественно-эстетического и естественно - научного цикла:

- так программа 5 класса  -  рассчитана на первое знакомство с христианской литературой, историей и традициями православия: 

Разделы:

Количество часов:

Теоретическая часть

Практическая часть

 

Библия, ее историческое значение.

11

1

 

История православной церкви и православной культуры.

5

2

 

Православная церковь в Крыму.

6

2

 

История и традиции православной культуры.

6

1

 

Итого:

28

6

 

- 6 класс – предусматривает более глубокое изучение истории религии, которая связана с историей Древнего мира. Желательно  показать взаимосвязь светской и религиозной истории с духовно-нравственными законами развития общества, его проблемами:

Разделы:

Количество часов:

Теоретическая часть

Практическая часть

 

История становления и развития христианского мировоззрения.

11

1

 

Церковные таинства.

4

-

 

Православная культура Крыма, ее особенности и значение.

10

1

 

Крым – колыбель православия для Руси.

4

3

 

Итого:

29

5

 

 

- 7 класс – важно учитывать подростковый возраст учащихся, их взгляд на авторитеты, мнение сверстников, жажду справедливости, жажду быть понятым и принятым. В этот период важно не ограничиваться уроками в классе, а продолжить их в походах, в экскурсиях, поездках. Предпочтительны дискуссии, которые затрагивают внутренний мир ученика.

Разделы:

Количество часов:

Теоретическая часть

Практическая часть

 

История  возникновения православия в Крыму.

7

-

 

Крымские святыни.

5

6

 

Культурное наследие православия.

5

-

 

Православная семья.

6

1

 

Церковные таинства.

4

-

 

Итого:

27

7

 

 В изучении данного  курса    предстоит решить   следующие основные  задачи:

  •         приобщить детей к нравственным устоям православной культуры и, на основе изучения текстов Библии, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать у детей позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, грубости. Для этого дать детям ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви; научить их быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты
  •         дать представление о развитии основных направлений христианской церкви и главных мировых религий
  •         познакомить с  историей Православной Церкви и ее ролью в жизни Крыма, Украины, способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия, воспитывать любовь и уважение к Родине: ее народу, культуре, святыням.
  •         передать учащимся  знания о Православной Церкви и православном храме, раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы; донести до детей их смысловое и системообразующее значение, способствовать активному освоению детьми православного искусства

 А о том, что современной молодежи это интересно и нужно свидетельствует тот факт, что в России вот уже 5 лет бестселлером литературы является книга архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые», растет интерес к таки произведениям, как «Бабушкины стекла» Владимира Блохина

«Какого цвета боль» Натальи Сухининой

«Фрески» Максима Яковлева

«Лето Господне» Ивана Шмелева

«Юлианна или опасные игры» Юлии Вознесенской

«Дарованный путь» Валентины Ульяновой.

Я думаю, для наших детей изучение этих произведений будет не менее   полезным и важным, чем изучение на уроках литературы  Даниеля Дефо, мифов древней Греции, Диккенса, Джека Лондона и т.д. Среди этой череды замечательных писателей и поэтов зарубежья скромно затерялись Пушкин и Гоголь, Некрасов и Лермонтов. А ведь мы с вами воспитываем детей другой, не западной цивилизации, в их семьях ориентир – другие ценности и приоритеты. Уроки ОПКК в какой-то мере способствуют восполнению этого пробела в знаниях учащихся и, надеюсь, найдут самый живой отклик в детских сердцах. 

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература
церковная утварь
облачения и пр.
9:00 - 17:00
Свято-Никольский храм

БИБЛИОТЕКА
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
9:00 - 16:00
выходные пн.вт.
Симферополь,
ул. Александра Невского, 19

 

Яндекс.Метрика